Статьи Ури Авнери 

ДЕТИ КАМНЕЙ


Выбор всегда есть. Это выбор между решением по принципу «Двух Государств» и «Отсутствием Решения». Вечная война.

РАДИ БОГА, что они - с ума посходили?

Мальчишки 15-ти, 16-ти лет собираются на базаре, набирают камни и бросают их в наших вооруженных до зубов солдат. Солдаты отвечают выстрелами, иногда поверх голов иногда прямо в них. Каждый день бывают раненные, раз в несколько дней - убитые.

Ради чего? У них нет ни малейшего шанса изменить политику израильской оккупации. Очень редко мальчишки попадают в солдата, причиняя ему легкое ранение.

И всё же они продолжают. Почему?

МОЙ ПРИЯТЕЛЬ прислал мне статью уважаемого палестинца. Он описал свою первую демонстрацию, в которой участвовал много лет назад.

Ему тогда было 15 лет, он жил в оккупированной деревне и ненавидел израильских солдат. С группой своих товарищей того же возраста он направился в центр деревни, где их поджидала шеренга солдат.

Каждый из демонстрантов поднял камень - их в арабских деревнях хватает - и бросил в солдат. Камни пролетели мимо, не причинив никакого вреда.

Но - и тут взрослого автора письма охватывает волнение - какое чудесное чувство овладело им тогда! Впервые в жизни он ощутил, что дал сдачи! Он больше не презираемый, беспомощный палестинец! Он отстаивает достоинство своего народа! Пусть прежние лидеры были угодливы - но не он и не его товарищи!

Впервые в жизни он ощутил гордость: гордость тем, что он палестинец, тем, что он отважился.

Какое восхитительное чувство! Ради этого чувства он готов рисковать жизнью, вновь и вновь, готов стать шахидом, мучеником.

Есть тысячи таких, как он.

ЧТЕНИЕ взволновало и меня, потому что напомнило мне кое-что из моей юности. Тогда мне тоже было 15 лет.

Был май 1939 года. Британские властители Палестины только что опубликовали «Белую книгу», умерив наши сионистские мечты. Приближалась мировая война, и Британской империи нужна была поддержка арабского мира.

За несколько месяцев до этого я вступил в Национальную военную организацию (обычно называемую «Иргун»), самое воинственное подполье, посвятившее себя борьбе с британским колониальным режимом. Последним толчком для меня стало угрожающее событие: британцы впервые повесили еврейского «террориста». Я был полон решимости занять его место.

Вечером я получил приказ: завтра в полдень начнется демонстрация против «Белой книги». Ты должен быть на улице Алленби у кинотеатра «Муграби».

Я пришел туда задолго до назначенного времени и ждал со всё нарастающим волнением. Ровно в полдень прозвучал горн, и я с сотнями других членов «Иргуна» бросился к определенному нам месту. Повторяя кем-то выкрикиваемые лозунги, мы двинулись по Алленби, бывшей тогда главной улицей в Тель-Авиве.

Посреди нее находится большая синагога с наружными ступенями. Кто-то взбежал по ним и произнес вдохновенную речь, завершавшуюся стихом из Библии: «Если я забуду тебя, Иерусалим, пусть отсохнет десница моя…»

Оттуда мы направились к намеченной цели: зданию британской администрации. Несколько смельчаков взломали двери и стали выбрасывать вороха официальных бумаг. Мы жгли их на улице.

Внезапно появились британские солдаты. Раздались выстрелы, направленные поверх наших голов или в нас. Впервые в жизни в меня стреляли.

Мы бежали через проем в заборе для железнодорожной линии. Через несколько сот метров мы вновь встретились. Всех охватило волнение и безмерное счастье. Мы показали этим проклятым британцам, что евреи могут дать отпор. Мы рисковали жизнью за нашу родину. Наш народ мог гордиться нами.

Это происходило 79 лет назад, но я помню эти события, как если бы они случились вчера. И я вполне понимаю палестинских мальчишек, «детей камней», которые сегодня бросают камни, рискуя жизнью в тщетных демонстрациях.

НАШИ лидеры относятся к «детям камней» с презрением, очень похожим на то, с каким относились к нам британские власти. Чего эти мальчишки могут достичь? Ничего. Наши - и их - жалкие демонстрации были и остаются вздорными.

Но 15-летний мальчишка - серьезная сила. Его гордость участника сопротивления растет с годами. Эту силу нельзя покорить. Чем больше число убитых, тем сильнее они становятся. Чем тяжелее рука угнетателя, тем упорнее решимость угнетенных. Таков закон природы.

В сегодняшней Еврейской Империи, от Средиземного моря до реки Иордан, палестинцы уже обладают некоторым большинством - примерно 8,3 миллиона арабов на 7,8 миллионов евреев. Официальная статистика обычно скрывает этот факт. Поскольку рождаемость у палестинцев существенно выше, чем у евреев (кроме ортодоксов), арабское большинство будет неудержимо расти, и Большой Израиль будет во всё большей мере становиться страной апартеида.

Какой же ответ на это дают израильские правые? Ответа нет. Некоторые маргиналы мечтают о массовом исходе арабов, подобном тому, который произошел в 1948 году. Но ни один народ не повторяет дважды одной и той же ошибки. Что бы ни случилось, палестинцы будут держаться за свою землю. Они называют это упорство словом «сумуд».

Мне запомнилось стихотворение, написанное до 1948 года одним из наших национальных поэтов. «Ни один народ не оставит оплота своей жизни». Палестинцы такие же, как другие народы. Такие же, как мы.

НЕ ТАК ДАВНО появилась новая политическая мода, особенно среди арабов. Они утверждают, что есть только один выбор: «Два государства» или «Одно государство». Если Израиль, поддерживаемый и подстрекаемый Президентом Трампом, отвергнет принцип «Двух Государств», то останется на его месте «Одно Государство». Евреи и арабы будут жить в одном государстве, от моря до реки. И конец сионистской мечте.

Но это нелепость. Если некоторые арабские лидеры полагают, что такая перспектива испугает израильтян, и они согласятся с принципом «Двух Государств», это печальное заблуждение. Правда, и некоторые израильтяне с правого крыла обсуждают такую возможность, но они понимают, что она ведет в ад.

Одно Государство? Как будет выглядеть армия в таком государстве? Кто будет ей командовать, кем будут ее солдаты? При арабском большинстве в Кнессете, который предположительно будет называться «Меджлисом» и где будут вестись ежедневные бои с еврейскими фракциями? При уровне жизни евреев гораздо выше, чем у арабских граждан? Кто будет контролировать полицию? Бесконечные вопросы без ответа.

Простой факт состоит в том, что выбора между «Двумя Государствами» и «Одним Государством» нет, потому что «Одно Государство» - это несбыточная мечта. Или кошмар.

Так есть ли выбор? Конечно, есть. Он есть всегда.

Это выбор между решением по принципу «Двух Государств» и «Отсутствием Решения». Вечная война.